PSYCHOLOGIES №11, 2006
Творческие люди обладают особым даром: создавая произведение искусства,
они имеют возможность отстраниться от пережитого, переосмыслить его.
Метод арт-терапии позволяет каждому человеку творить свою жизнь в
буквальном смысле слова: лепить счастье, рисовать печаль, писать о
конфликтах и танцевать настроение… Реализовать свой потенциал и прийти
в результате к гармонии с собой по силам каждому – для занятий
арт-терапией не требуется специальной подготовки.
Выразить чувство
Впервые термин «арт-терапия» стал использовать английский врач и художник Адриан Хилл (Adrian Hill).
В 40-е годы прошлого века, работая с больными в госпиталях
Великобритании в качестве арт-педагога, он заметил, что занятия
творчеством отвлекают его пациентов от тяжелых переживаний и помогают
справляться с болезнью.
Классическая арт-терапия предполагает самовыражение через
визуальные искусства: живопись, графику, фотографию, рисование, лепку.
Но сегодня к этому методу относят и другие виды искусств, используемые
в психотерапевтических целях, такие, как куклотерапия, маскотерапия,
музыкотерапия. Появился и комплексный метод: арт-синтезтерапия работает
с помощью живописи, стихосложения, драматургии и театра, риторики и
пластики.
Лучше понять себя
У тех, кто впервые сталкивается с арт-терапией, нередко возникает
вопрос: чем отличаются эти занятия от уроков в театральной студии или
литературной мастерской? Между арт-терапией и художественным
творчеством существует четкая граница. Для участников
психотерапевтических групп искусство не является самоцелью, оно лишь
средство, которое помогает лучше понять себя. Эти занятия ориентированы
не на результат, а прежде всего на процесс. На специальных же занятиях,
например живописью или лепкой, все силы направляются на создание
максимально совершенного произведения искусства. Одна из задач
арт-терапии – помочь человеку узнать и научиться выражать собственные
чувства, а артефакты, возникающие в ходе этого процесса, имеют лишь
прикладное значение – служат материалом для анализа переживаний, их
породивших.
Проявить неосознанное
Эффективность занятий напрямую зависит от профессионализма
арт-терапевта. Он должен не только владеть техниками и приемами тех
видов искусств, с которыми работает, но и иметь медицинское,
психотерапевтическое или психологическое образование. Художник или
танцор, не имеющий таких знаний, не может быть арт-терапевтом, так как
он не знаком с причинами и механизмом развития тревожных состояний.
Немалое значение для результата работы имеет и творческая
индивидуальность психотерапевта, его эрудиция, гибкость мышления,
мобильность.
Терапия искусством опирается на позиции психоанализа, согласно которым
создаваемые нами художественные образы отражают процессы, протекающие в
бессознательном.
Этот символический язык позволяет свободно выражать свои страхи,
желания, внутренние конфликты, воспоминания детства, нереализованные
мечты. Заново переживая их таким образом, мы получаем возможность
исследовать их и экспериментировать с ними. С помощью искусства
глубинные переживания выражаются свободнее и легче, чем во время
рациональной психотерапии. Они не вытесняются, а сублимируются
(переводятся) в творчество. Возможно, поэтому нередко искусство
оказывается единственным инструментом, проясняющим неосознаваемые
чувства и переживания.
Открыть свой талант
«Я тяжело переживала развод, особенно больно было, что муж ушел к
моей близкой подруге, – рассказывает 29-летняя Лариса. – Я испытывала
такую сильную ненависть к ним обоим, что перестала спать, похудела, все
время плакала. В мелодраме, сценарий которой мы писали на занятиях,
себя я сделала героиней, а их злодеями. С каким удовольствием я
высказывала в пьесе все, что у меня на душе! А в финале жестоко
наказала их обоих. Я почувствовала себя абсолютно здоровой,
восстановились сон и аппетит, вернулась радость жизни».
Арт-терапия позволяет отыграть любые психотравмирующие
ситуации: непонимание близких, их холодность или гиперопеку,
предательство, горе, утрату доверия к миру. Арт-терапия помогает понять
свой внутренний мир, осознать собственный потенциал и оценить
возможность перемен. И когда проблемы становятся яснее, можно
переходить на новый этап – создавать новый рисунок, спектакль или
стихотворение на тему «Как будет выглядеть моя новая жизнь».
Ирина Шипилова
PSYCHOLOGIES №11, 2006